пятница, 16 апреля 2010 г.

Темная половина - фильм ужасов


Главный герой "Темной половины" — писатель Тед Бомонд. Еще будучи в утробе матери, он поглотил и растворил в себе близнеца (врач из фильма утверждает, что это в порядке вещей, каждый десятый эмбрион поступает таким образом). Но растворил не полностью. Опухоль головного мозга причиняла семилетнему ребенку, уже склонному к словотворчеству и получившему в подарок пишущую машинку, страшную боль. Когда хирурги вскрыли черепную коробку Теда, они обнаружили там сформировавшиеся глаз, нос и зубы. Совершенно жуткая сцена, настраивающая зрителя на сурьезный лад. В дальнейшем, видеоряд фильма будет отличать стандартная глянцевость, но умение режиссера неуловимо быстрыми штрихами рисовать страх на заурядном фасаде голливуцкого кино, эту глянцевость прекрасно оттенит. Очень хорош и Тимоти Хаттон, сыгравший Бомонда и его альтер-эго — Джорджа Старка. Быстрые перепады в настроении Теда, моментальный переход от благодушия к угрозе впечатляют, может даже, посильнее игры Николсона в "Сиянии" — всё-таки у Хаттона совершенно простецкое "недемоническое" лицо. Завихрения безумия, появляющиеся в (с виду) обывательски-благопристойном человеке, пугают. И совсем не узнать Хаттона в Старке, — будто играют два разных актера. Предельно напряженная, спазматическая физиономия Старка заставляют проникнуться болью за Хаттона (что же ты так измываешься над собою, Тимоти?).

Сюжет начинает развиваться в детективном ключе после того, как какой-то чувак раскрывает тайну Джорджа Старка и начинает шантажировать Теда. Дело в том, что под псевдонимом Старка Тед гонит кровавый ширпотреб и зарабатывает на этом большие деньги. Гораздо бОльшие, чем он зарабатывал бы, сочиняя интеллектуальные опусы, с которых начинал.

Тогда Тед пожадничал и решил похоронить Старка, раскрыв перед читателем все карты. Похороны он обставляет в ироничном ключе: ставит надгробие с именем "Джордж Старк" на кладбищенском участке Бомондов. А ночью, сразу после "похорон", возле надгробия появляется глубокая яма с отпечатками рук на краю… и начинается кровавая вакханалия. Джордж Старк не пожелал умирать…

Свежо звучит идея, что человек рождается добрым, потому что еще до рождения поглощает на биологическом уровне свою темную половину. Казалось бы, дуалистичность не пройдет! Однако, "зло" вылазит из глубин подсознания, как только человек принимается за творчество. Творить возможно только зло. Поэтому мир сотворен злым.

В сюжете "Темной половины" удачно сочетается фонтастега, хвилософия и психиатрическая ноука. Но еще более ценно то, с каким изяществом Кинг изобразил вечное противостояние "высокой литературы" и масскульта, перенеся ее в мир джекилхайдовских душевных конфликтов отдельного взятого психопата. Тед Бомонд выступает здесь натуральным алхимиком: выталкивая из себя "темную половину", он отправляет ее в материальный мир. Закон сохранения энергии в действии! Приятная парадоксальность фильма заключается в том, что зритель на стороне Теда, который, как и доктор Джекил, ратует за добро, разум и… интеллектуальную литературу. А между тем, сам фильм "Темная половина" сделан в жанре низменном, плебейском, жанре "хоррор". И зритель непроизвольно попадает в эту диавольскую сансару, из которой нет выхода. Зрителю — в трансмутации отказать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий