воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Пила 2 - продолжения фильма ужасов


Понятные для смотревших первую часть людей детали подробно расписывать не буду, не смотревшим, но желающим посмотреть вторую часть - лучше этот параграф не читать. По крайней мере дальше, чем на одну треть.
Начало - один из трех стандартных незавязочных вариантов начала (чего, кстати, избежала первая картина) фильмов прошлого. Варианты следующие:
- демонстрация действенности системы, обычно "злой", которую затем герои будут стараться перехитрить (характерно для экшнов, пример - "Побег из Нью-Йорка" ("Escape from New York"/1981));
- демонстрация крутизны, мастерства и искушенности Героя или злости, коварности и беспринципности Злодея (характерно для боевиков, пример - "Перевозчик" ("The Transporter"/2002); кстати, фильм "Судья Дредд" ("Judge Dredd"/1995), судя по всему, совместил и первый, и второй вариант);
- событие из прошлого, которое, например, сделало Героя (Злодея) таким (пример - почти все фильмы-комиксы).
В "Пиле-2" мы имеем дело с вариантом демонстрации действенности "злой" системы: какой-то человек (Noam Jenkins) оказывается в усовершенствованной ситуации Аманды (Shawnee Smith) из первого фильма (т.е. "найдешь ключ - спасешься, не найдешь - снесет башку"), где ей пришлось расковырять пузо другу, чтобы достать ключ, открывающий убийственный агрегат на голове. Только здесь Злодей вшил ключик прямо в глаз парню с агрегатом на голове. Либо глаз, либо жизнь. Разумеется, парень с задачей не справился (повторюсь, демонстрация действенности "злой" системы).
Затем все снова как обычно: Мэйсон (Wahlberg), главный герой (нечестный полицейский, разошедшийся с женой), вытаскивает из КПЗ сына (Knudsen), малолетнего уголовника, они ругаются между собой и разбегаются по домам. Это их последняя встреча.
Мэйсона вызывают на место преступления - там известная по первому фильму картина: человек без головы, зато с вырезанным на коже кусочком паззла (кстати, "jigsaw", как один из вариантов). А на потолке, как ему показывает напарница Керри, которую мы помним по первому фильму (Meyer), - надпись с прямым обращением по имени к самому Мэйсону.
И совершенно неожиданно для зрителя уже через пару минут группа захвата вместе с Мэйсоном и его напарницей врывается к Злодею (Bell) в "офис" и берет его живьем. И это именно тот дяденька, что всю "Пилу" провалялся с растекшимися мозгами посреди туалета, а потом встал и ушел. Там же, в "офисе-лаборатории", они обнаруживают мониторы, на которых непонятные (пока) люди ходят по непонятной (пока) квартире. Среди непонятных людей Мэйсон видит и своего сына. На все вопросы типа "говори, где они, или убьем" Злодей-Джон отвечает: "у меня рак, мне все пофигу". Выясняется, что в квартиру поступает ядовитый газ, и через два часа, если не выбраться оттуда и не уколоться антидотом, невозможно остаться живым.
Люди, отображенные на мониторах, заперты Злодеем в неопознаваемой квартире. Среди них, кроме сына Мэйсона, та самая Аманда - единственный не погибший персонаж первой части (если не считать Главного Злодея и напарницы Мэйсона).
(Вот здесь, если вы фильм не видели, стоит перестать читать данный параграф и перейти сразу к эффектам.)
Выслушав по традиции кассетку с загадками и обещаниями, что "за жизнь придется побороться" и "игра началась", постепенно, кто в поисках выхода, кто в поисках попрятанных кругом шприцов антидота люди мрут. Мрут по-разному, с выдумкой, но не имеет смысла все расписывать (несильная жанровая принадлежность фильма к ужасу здесь далеко не самая важная вещь). Главная интересная сейчас деталь - то, что все (из-за свойств ядовитого газа) то и дело плюются и сморкаются кровью, а Аманду это дело будто бы не берет (по крайней мере, мне так показалось, и в конце эта странность объясняется). Постепенно нам дается понять, что все, кроме мальчика, люди здесь - подставленные Мэйсоном бывшие заключенные.
Рассусоливая в "офисе" со Злодеем и наблюдая, как поголовье запертых тает, а стрелки часов и цифры таймера приближаются к плохой отметке, Мэйсон, наконец, "уговаривает" того показать дорогу к злополучному дому и, сбежав на всякий случай, как это обычно (да всегда!) бывает, от полиции, выезжает вместе с ним на своей машине.
А в квартире, будучи единственными выжившими, Аманда и сын Мэйсона таки находят выход и пытаются убежать. И тут же за стенкой обнаруживают туалет, ставший местом действия первого фильма. Там же два полуразложившихся трупа (один посередине - Зэп, один слева от ванны - Адам) и кусок ноги в цепях.
Далее идет стремительный экшн.
В "офисе" команда, пытающаяся нащупать, откуда в мониторы идет сигнал, наконец добивается успеха, группа захвата тут же захватывает помещение, скачет по квартире, но на мониторах к всеобщему удивлению не отображается. Зато в одной из комнат злополучного дома находит видеомагнитофон и жмет там кнопочку "стоп". "Так это запись!" - восклицает напарница Мэйсона, оставшаяся с экранов следить за происходящим.
Тут же сам Мэйсон, привезенный Злодеем, заходит в тот самый туалет, где на него из ванной выскакивает чудище со свиной головой и вкалывает в мышцу какой-то препарат.
По сигналу таймера, отсчитавшего два часа, в "офисе" Злодея открывается сейф, где перед взором напарницы предстает просидевший там все это время мэйсонов сын в полуобморочном состоянии.
Мэйсон же, очнувшись в туалете, обнаруживает знакомый нам диктофон, где голос Аманды сообщает, что им она была посажена в тюрьму неправомерно, а вот Злодей ее в первом фильме наказал заслуженно - за транжирство жизни. После чего она почувствовала вкус к своей уже полурастранжириной жизни и сделалась злодеевым адептом. И он, Мэйсон, - первый ее подопытный.
Нам показывают, что это именно она сидела в ванной в костюме свиньи, и что Злодей-Джон уже несколько минут как загнулся в машине Мэйсона. И фильм заканчивается абсолютно так же, как и первый: тот же запертый темный туалет и прикованный цепями человек.

Главную роль в фильме играют вовсе не актеры, которые как раз таки не очень-то и стараются (об этом позже), главную роль играют эффекты. Эффекты визуальные, режиссерские, психологические. Плюс, конечно же, сюжетные повороты.
Визуализация "Пилы-2" имеет все плюсы оной из "Пилы", плюс то немногое, чему можно было научиться за промежуток времени между съемками первой и второй картины. Это и мерцание связанных психологическим - и далеко не всегда логическим - восприятием кадров, и красивый монтаж динамичных моментов фильма (хотя для меня пока что Гая Ричи (Guy Ritchie) со сценой из "Револьвера" ("Revolver"/2005), за которой прямо последовала смерть Утилизатора), и пролет, камеры сквозь экран монитора, доставшийся нам вместе со многими другими от "Комнаты Страха" ("Panic Room"/2002), и многое-многое другое.
Виден и немного непонятен фетиш создателей фильма на крови: где-то есть красная капелька - надо ее обязательно показывать крупным планом в течение нескольких (не одной и не двух) секунд.
Очень профессионально сыграно на врожденных и приобретенных страхах человека. Того же в этом смысле пытались, судя по всему, добиться и творцы "Страх.com" ("FeardotCom"/2002), но, по-моему, не очень-то у них вышло. Яма, наполовину полная использованных окровавленных шприцов, и бросание туда и барахтанье там одной из героинь "Пилы-2" куда страшнее толпы компьютерных тараканов и залезание их под ночнушку героине "Страх.com". Да и ситуация с девушкой, сунувшей за шприцом руки в отверстия, перекрытое по кругу лезвиями по принципу рыболовной морды, ниппеля и диафрагмы фотоаппарата, и оставленной там на верную гибель (единственный выход - сильно потянув, оторвать себе руки) - тоже не такой уж и веселый момент. Получше, конечно, могли сыграть на закрытости и узости печи со сгорающим в ней человеком, но (скорее всего, не нарочно) зрительными эффектами ее наоборот расширили относительно реального размера, хотя от этого фильм практически ничего не теряет.
А вот внешняя эстетичность фильм начинает покидать слишком рано. Обычно где-то до середины фильма все герои чистенькие, опрятные, здоровые и т.д., и уж только потом они отчего-то пачкаются, треплются, круги у них под глазами проявляются; в итоге к концу фильма каждый, кто до сих пор жив, заляпан кровью, извините, облеван, зачастую лишен каких-либо частей и т.д. (напр., см. фильмы "Обитель зла" ("Resident Evil"/2002), "Яма" ("The Hole"/2001), ну и "Пила"). Здесь же герои почти сразу начинают кровью харкать, ею же друг друга обрызгивать и т.д. Не знаю, сильно ли это влияет на восприятие, но, все же, привыкнув за сорок минут к прилизанным персонажам, гораздо страшнее видеть их плачевное состояние перед финальными титрами.
Очень порадовал сюжет. Много по-настоящему неожиданных поворотов. Это не "Другой мир" ("Underworld"/2003), где реальная картина мира получается простой инверсией производимого изначально впечатления (типа "злые на самом деле добрые", "спаситель на самом деле поработитель"). Здесь идет действительно красивое запутывание и переплетение ниточек, и глюков, за редким исключением, - есть парочка психологически спорных моментов, - практически при этом не оставляется. Главный для меня необоснованный момент - девушка, оказавшаяся сообщницей Злодея, попав в запертую квартиру, ведет себя слишком уж ненаигранно, и вроде как искренне пытается людям помочь, выполняя за них большую часть интеллектуальной работы.
Еще есть парочка недоговоренных и недопонятных элементов. И почему-то главной своею частью они завязаны на непонятном уголовнике российского типа (Оби, Tim Burd). Во-первых, начали говорить и недоговорили, каким образом он причастен к тому, что люди оказались в данной ситуации - просто помелькали кадром, где он одну из присутствующих девушек в ее же машине усыпляет хлороформом (или чем-то подобным). Потом, заперев его, полезшего за антидотом, в печь, зачем-то показали какой-то внутри этой печи тумблер с надписью типа "переключи меня", но, заострив на нем наше внимание, не заострили внимания героя.

Вот, кстати, мы и подошли к драматической части сценария. Здесь все до банального просто: главные герои - это вынужденная взаимодействовать между собой кучка людей, стандартных, мало того, что для подобных фильмов прошлого века, так еще и для вторых частей фильмов прошлого века. Это:
- девушка-истеричка (Лаура, Beverley Mitchell);
- девушка действия (Эдиссон, Emmanuelle Vaugier);
- совсем безмозглый парень-качок-единоличник (хотя иногда подобный персонаж и спасает вместе с собой самую привлекательную в фильме даму) (Ксавье, Franky G);
- негр, которого авторы раньше убивали первым, а теперь боятся и наделяют другими стандартными качествами, типа спокойствия и рассудительности (Джонас, Glenn Plummer, кстати, амплуа растамана очень уж Пламмеру шло);
- бессмысленный менеджер-адвокат-бюрократ, которого теперь взамен негра авторы убивают первым (Гас, Tony Nappo);
- злого бомжевато-российского вида средних лет небритый уголовник, который в какой-то момент попытается всех кинуть (но всегда на этом и напорется), о нем уже говорили;
- и, как издержка сиквела, умудренная опытом второстепенная героиня первой части, ныне выдвинутая на передний план (подобная вещь была просто до абсурда доведена в фильме "Пункт Назночения - 2" ("Final Destination 2"/2003)) - это, разумеется, Аманда.
Из стандартности подборки персонажей вытекает и стандартность их конфликтов по формуле:
Рассудительный: Давайте разработаем план...
Качок: Нет, давайте разнесем стену!
Умудренный опытом персонаж первой части: Нет, он только этого и ждет, там ловушка! Надо найти ключ за правой доской пола соседней комнаты под креслом.
Девушка действия: Вы можете тут вечно болтать, а я лично буду отсюда выбираться. (Уходит)
Девушка истеричка: Прекратите это! Я больше не могу... Выпустите меня отсюда!
(Повторюсь, это только формула, а не цитата из фильма.)
К стандартности набора персонажей добавляется существование еще некоторых действующих лиц:
- главный герой во внешнем мире - безынтеллектуальный нечестный полицейский, который, вместо того, чтобы помолчать, разобраться в ситуации и что-то осознать и понять, тупо давит на Злодея, надеясь просто-напросто уговорить его "открыть тайну" (но мы-то знаем, что Злодеи колются, только когда они зажали Героя в угол, а не Герой их);
- еще одна девушка действия - его напарница Керри;
- ну и, разумеется, Главный Злодей в одной из своих обычных ипостасей: почти бездвижный инвалид, на исторической стандартности образа которого даже играл Шйамалан (M. Night Shyamalan), делая "Неуязвимого" ("Unbreakable"/2000).
Не совсем обычный для жанра персонаж - сын полицейского (главного героя). Эдакий романтизированный хулиган из психологических драм, каких мы видели, например, в фильме "Американская история Х" ("American History X"/1998) и видим практически в каждой полуторной семейной комедии.
Что интересно, в фильме именно он не подошел под выдвигаемый некоторыми подопытными вариант принципа отбора Злодеем людей для запирания в квартире с ловушками: они предлагали вариант "мы все сидели", а верным, как мы уже знаем, оказался принцип "нас всех подставил папа мальчика" (хотя, конечно, мальчик под этот принцип тоже подходит слабо).
Ввиду перечисленного, драматическая составляющая фильма оказалась никудышной. Просто не было возможности на такой почве создать хорошие интересные диалоги, какие-то душевные метания и т.д. Каждый, как зуб, в своей дырке и с окружающим миром и другими людьми контактирует только по воле ситуации. Особо не напрягаясь, нужно просто совать себя во всяческого рода ловушки, и пытаться разгадать всеразличные загадки, ни одной из которых за весь фильм не было решено удачно и полностью. Допустим, качек в какой-то момент понимает, что первая часть загадки, звучащая как "код от сейфа находится у вас в голове", вполне сходится с тем, что у каждого на шее сзади написаны разные числа, а вот о том, что означает вторая ее часть: "порядок цифр вы узнаете по радуге" - так и остается околесицей. Кстати, именно здесь качек сильно повеселил гламурненьких детишек, срезав у себя с шеи кусок кожи и сунув его в карман.
Из никудышности драмы вытекает никудышность игры актеров. Будто бы со времен третьего "Чужого" ("AlienЁ"/1992) и второго "Крика" ("Scream 2"/1997) Голливуд в этом смысле ничему не научился. Просто в силу своих возможностей все бесятся и пытаются выйти из поставленной перед ними ситуации, что в запертой квартире, что снаружи от нее, и внутри своего образа (см. выше) по формуле выпендриваться.

Уже много было сказано о пересечении с первым фильмом. Добавлю еще капельку.
Помимо Аманды и Злодея от "Пилы" нам достается только туалет (Адам (Leigh Whannell) благополучно помер, о судьбе Гордона (Cary Elwes) остается только догадываться, но вряд ли в ней было что-то светлое, и его жену Монику Поттер я бы не отказался увидеть еще раз, но авторы решили иначе). Декорации воссозданы идеально и до мелочей - даже красная коробочка осталась валяться на своем месте!
Это - воссоздание сцены - крайне грамотный авторский ход. Гораздо сильнее становится ощущение реальности, атмосферности, безысходности событий и фильма, мозг начинает вгрызаться воспоминания и их связь с происходящим, тем самым все больше увязая в происходящем (как мелькание Гордона и карт "Half-Life" в игре "Opposing force").
А вообще, фильм совершенно другой, несмотря на схожесть фабулы. В первой части мы имели дело с красивым изящным атмосферным психологическим триллером с элементами детектива, здесь же мы встречаем триллер с элементами ужаса и "Пилы-1". То есть, нет давящей атмосферы саспенса, есть давящая атмосфера ужастика, - надеюсь, для кого-то это равноценная замена.
Главное, что первую часть здесь не пытались ни подмять, ни помять, ни воспроизвести, как это было с тем же "Пунктом назначения - 2", который для меня, повторюсь, является наиявнейшим примером доведения смысла сиквела до абсурда, где просто слегка наростили (кстати, интересно ведь наростили!) идею первого фильма, а потом просто пустили все в мясо, забыв даже о том, что в теле человека присутствует скелет (про скелет в "Пункте назначения - 2" - (c)Keaper). И, если бы я делал фильм "Пила-2", я бы слегка видоизменил название до более серьезного (например, "Saw game", или что-нибудь с тем же двоеточием), потому как цифра "2" сразу говорит о бюджетности творения и попытке нажиться на успехе первой части, но это уже всего лишь мое мнение.

Судя по всему, пока что это все, что я могу сказать после первого киношного просмотра - для полной рецензии и анализа нужно иметь DVD-диск с качественным англоязычным оригиналом (лучше, с возможностью переключения языков), так что если пока есть глюки - давайте исправлять. А вообще, за этим обзором следуют апдейты и апгреты, так что особо грубо не ругайтесь8)
Мой личный совет: обязательно идите на "Пилу-2" в любимый кинотеатр, а потом оставшуюся жизнь наслаждайтесь "Пилой-1" из домашней коллекции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий